производственная практика 4 курс
4 курс "Лечебное дело"
Акушерство и гинекология
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа профессиональной практики по курсу Акушерство и гинекология является составной частью образовательного процесса.
Базами практики являются лечебно-профилактические учреждения родовспоможения: женская консультация, родильные дома, гинекологический стационар, смотровой кабинет поликлиники.
Профессиональная практика проводится в виде циклов по 2 дня в основных подразделениях родовспоможения:
-
приемный покой родильного дома;
-
родильный блок, включающий: предродовые палаты, родильный зал, операционный блок с палатой интенсивной терапии;
-
послеродовое отделение;
-
отделение патологии беременности, дневной стационар;
-
обсервационное отделение родильного стационара;
-
отделение новорожденных;
-
палаты совместного пребывания матери и ребенка;
-
гинекологическое отделение;
-
смотровой кабинет поликлиники.
набор специй Руководство практикой возлагается на заведующую отделением, опытных врачей акушеров-гинекологов, старших акушерок и медицинских сестер. Содержание программы практики рассчитано на комплексное использование знаний, полученных на основе изучения общемедицинских, гуманитарных дисциплин, цикла “Этапы жизнедеятельности человека”, “Сестринское дело”; теоретических и практических знаний и умений, полученных в результате изучения предмета акушерство и гинекология. Комплексный подход позволяет во время прохождения профессиональной практики обеспечить отработку сквозных и специальных практических умений и навыков, основанных на базе знаний дисциплин «Акушерство» и «Гинекология», тесно интегрирующих со следующими учебными дисциплинами:
- анатомия;
- физиология;
- клиническая фармакология;
- экология с основами гигиены;
- сестринское дело;
- психология;
- латинский язык;
- этапы жизнедеятельности человека;
- хирургия;
- терапия;
- инфекционные заболевания;
- неврология;
- глазные болезни;
- кожные и венерические заболевания;
- основы реаниматологии и анестезии;
- этика.
Настоящая программа включает:
- цели и задачи практики;
- распределение бюджета времени;
- содержание программы;
- контроль работы студентов и отчетность.
Данная программа может быть руководством для организации, управления и контроля практики со стороны преподавателей учебного заведения, а также окажет помощь руководителям практики от лечебно-профилактического учреждения. Программа может быть использована студентами как предписание по подготовке к прохождению и аттестации практической деятельности.
примерный график Распределения времени
в женской консультации
Наименование отделения
|
Количество
|
|
дней
|
часов
|
|
Женская консультация.
|
3
|
18
|
Итого:
|
3
|
18
|
примерный график Распределения времени
в гинекологическом отделении
Наименование отделения
|
Количество
|
|
дней
|
часов
|
|
Гинекологическое отделение консервативных методов лечения:
а) работа на посту палатной медицинской сестры;
б) работа в процедурном кабинете;
Оперативная гинекология:
а) операционный блок (предоперационная, операционная, стерилизационная, палата интенсивной терапии);
б) работа на посту медицинской сестры в малой операционной.
|
6
4
2
3
2
1
|
36
24
12
18
12
6
|
Итого:
|
9
|
54
|
Работа в отделение предполагает сочетание курации студентами пациенток и работы в процедурном кабинете или на посту. В целях лучшей организации работы студентов в отделениях целесообразно составить скользящий график прохождения практики, что позволит в полном объеме овладеть необходимыми практическими умениями.
Цели и задачи практики
Основная цель профессиональной практики - подготовить студентов к самостоятельной трудовой деятельности, умеющих клинически мыслить, знающих методику обследования пациентки с патологией беременности, родов, послеродового периода, обучить уходу и оказанию неотложной помощи, принципам медицинской этики, а также умению пользоваться специальным акушерским и гинекологическим оборудованием и инструментами.
Контроль работы студентов и отчетность
На методического руководителя от учебного заведения и руководителей практики - представителей лечебно-профилактических учреждений возлагается обязанность по контролю выполнения программы профессиональной практики и графика работы студентов.
В период прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка лечебно-профилактического учреждения и строго соблюдать технику безопасности, санитарно-противоэпидемический режим.
Во время работы в отделениях студенты должны вести нормативную документацию:
- дневник практики;
- дневник наблюдения за роженицей и родильницей;
- амбулаторную карту беременной;
- медицинскую карту гинекологической больной.
Контроль за ведением данной документации осуществляют руководители практики. Работа студентов оценивается ежедневно, и ее результаты заносятся в дневник практики с постановкой оценки.
Это позволит обеспечить текущий контроль и управление овладением профессиональной деятельностью.
По окончании каждого цикла руководитель практики составляет характеристику, отражающую результаты работы студентов в данном подразделении ЛПУ, что необходимо для проведения итоговой аттестации.
Для участия в аттестации студенты должны представить аттестационной комиссии, состоящей из методического руководителя, представителей практического здравоохранения (общий и непосредственные руководители), следующие документы:
Ø
дневник по практике;
Ø
историю родов и историю болезни гинекологической больной (курируемых пациенток);
Ø
общую характеристику;
Ø
Отчет о прохождении практики, включающий:
- цифровой отчет о выполненных манипуляциях;
- анализ прохождения практики с выводами и предложениями.
Содержание программы практики
В процессе прохождения профессиональной практики студенты закрепляют умения по обследованию, диагностике, уходу и неотложной помощи пациенткам в акушерстве и гинекологии.
Совершенствуют умения в проведении современных диагностических методов обследования: кольпоскопии, кульдоскопии, лапароскопии, гистерографии, гистероскопии, ультразвукового исследования.
Женская консультация
Студенты во время прохождения практики работают под руководством врача и акушерки женской консультации.
Студенты должны знать:
Ø
структуру и организацию работы женской консультации;
Ø
нормативную документацию;
Ø
санитарную обработку инструментов;
Ø
медико-биологические социально-психологические факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода в разные сроки беременности;
Ø
систему диспансеризации гинекологических больных;
Ø
основу планирования семьи.
Студенты должны уметь:
Ø
заполнить карту и диспансерную книжку беременной;
Ø
провести обследование беременной с установлением факта и срока беременности;
Ø
организовать диспансерное наблюдение за беременной;
Ø
взять мазок на онкоцитологию, гонорею, гормональную насыщенность, степень чистоты влагалища;
Ø
провести гинекологические процедуры (спринцевание, введение тампона к шейке матки, влагалищные ванночки);
Ø
провести беседу по психо-профилактической подготовке к родам;
Ø
провести беседу по санитарно-гигиеническому обучению женщины;
Ø
организовать и осуществить транспортирование в лечебно-профилак-тическое учреждение гинекологических больных и больных при осложнении беременности.
Гинекологический стационар
Профессиональная практика по гинекологии после окончания 8-ого семестра.
За время прохождения технологической практики студенты работают во всех подразделениях гинекологической службы:
- приемном покое;
- гинекологическом отделении;
- оперативном гинекологическом отделении;
- смотровом кабинете многопрофильной поликлиники.
Студент должен знать:
Ø
систему организации гинекологической службы;
Ø
причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики гинекологических заболеваний.
Студенты должны уметь:
Ø
провести гинекологическое обследование;
Ø
поставить диагноз, определить тактику ведения гинекологической больной;
Ø
организовать диспансерное наблюдение и уход за гинекологическими больными;
Ø
оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии;
Ø
организовать и осуществить транспортирование в лечебно-профилактическое учреждение гинекологических больных.
По окончании практики проводится защита учебной истории и аттестация практической подготовки.
инфекционные болезни
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональная практика по инфекционным болезням с основами эпидемиологии является составной частью образовательного процесса и основным этапом практической подготовки студентов. Практика проводится после цикла теоретических и практических занятий на базе инфекционного стационара (отделений).
Руководство практикой возлагается на зав. отделением, опытных врачей, медицинских сестер. Содержание программы практики рассчитано на комплексное использование теоретических знаний и практических умений с учетом отработки и закрепления их на рабочих местах, наиболее приближенных к условиям будущей работы по специальности “фельдшер”.
Комплексный подход к содержанию практики позволит обеспечить отработку сквозных и специальных практических умений, основанных на базовых знаниях по предмету инфекционные болезни с основами эпидемиологии, тесно интегрирующих со следующими учебными дисциплинами:
- микробиология, эпидемиология;
- сестринское дело;
- основы латинского языка и медицинской терминологии;
- анатомия, физиология, патология;
- фармакология;
- хирургия;
- терапия;
- пропедевтика внутренних болезней;
- педиатрия;
- психология, этика.
В ходе профессиональной практики по инфекционным болезням студенты обязаны соблюдать технику безопасности на рабочем месте, обеспечивать инфекционную безопасность персонала и пациентов, освоить ведение медицинской документации, методы забора, хранения и транспортировки биологического материала для бактериологического исследования, особенности диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Особое внимание необходимо уделить отработке этических норм поведения при работе с пациентами.
Настоящая программа включает в себя:
- цели и задачи практики;
- распределение бюджета времени;
- перечень необходимых знаний и умений в конкретном подразделении лечебно-профилактического учреждения.
Данная программа является руководством для организации, управления и контроля практики со стороны преподавателя медицинского колледжа или училища, а также окажет помощь руководителям практики - представителям лечебно-профилактического учреждения.
Кроме этого, программа может быть использована студентами как предписание по подготовке, прохождению и аттестации практической деятельности.
примерный график Распределения времени
Наименование отделения
|
Количество
|
|
|
дней
|
часов
|
Приемное отделение. Смотровые боксы.
Соматическое отделение:
|
1
5
|
6
30
|
Итого:
|
6
|
36
|
В целях рационального распределения студентов в отделениях целесообразно составить “скользящий” график прохождения практики. Это позволит в полном объеме овладеть необходимыми практическими умениями.
Цели и задачи практики
Целью профессиональной практики является подготовка к самостоятельной трудовой деятельности фельдшеров, умеющих клинически мыслить, оказывать неотложную помощь в экстренных ситуациях, осуществлять уход за пациентами с различными инфекционными заболеваниями на основе сестринского процесса, проводить профилактические мероприятия и санитарно-просветительскую работу.
В процессе прохождения практики следует решить следующие конкретно-целевые задачи:
- систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания, полученные на занятиях по инфекционным болезням;
- совершенствовать профессиональные умения по уходу и лечению пациентов, страдающих инфекционными заболеваниями;
- овладевать умением коммуникации с пациентами, их родственниками и медицинским персоналом;
- соблюдать этические и правовые нормы поведения.
Контроль работы студентов и отчетность
На методического руководителя - преподавателя медицинского колледжа, училища и руководителей практики - представителей лечебно-профилакти-ческого учреждения возлагается обязанность по контролю выполнения программы профессиональной практики и графика работы студентов.
В период прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения и строго соблюдать технику безопасности, санитарно-противоэпидемический режим.
Во время работы в отделениях студенты должны вести нормативную документацию:
- дневник по практике;
- медицинскую карту стационарного больного;
Контроль за ведением данной документации осуществляют руководители практики. Работа студентов оценивается ежедневно, и ее результаты заносятся в дневник практики с постановкой оценки по 5-ти балльной системе. Это обеспечивает проведение текущего контроля и управление овладением профессиональной деятельностью.
По окончании каждого цикла руководитель практики составляет характеристику, отражающую результаты работы студентов данного подразделения ЛПУ, которая будет учитываться при аттестации практической подготовки. Для участия в аттестации студенты представляют аттестационной комиссии, в которую входят методический руководитель, представители практического здравоохранения (общий и непосредственный руководители), заместитель директора по практическому обучению образовательного учреждения (заведующий практическим обучением):
Ø
дневник практики;
Ø
учебную историю болезни;
Ø
характеристику;
Ø
Отчет о прохождении практики, включающий:
- цифровой отчет о выполненных манипуляциях;
- анализ прохождения практики с выводами и предложениями
Содержание программы практики
Студенты знакомятся с режимом работы приемного отделения, участвуют в приеме больных в инфекционный стационар с использованием субъективных и объективных методов исследования, заполняют медицинскую документацию приемного отделения, оповещают органы санитарно-эпидемического надзора о случаях инфекционных заболеваний, составляют план обследования и лечения больных, оказывают экстренную помощь при неотложных состояниях, выполняют требования санитарно-эпидемического режима приемного отделения, осваивают правила использования укладок для забора материала от пациентов с подозрением на особо опасную инфекцию.
Студент должен знать:
- показания к госпитализации инфекционных больных;
- организацию работы бокса;
- сан.эпид. режим инфекционного отделения;
- этиологию, эпидемиологию, клинику, диагностику, лечение и профилактику основных инфекционных заболеваний.
Студент должен уметь:
- заполнить экстренное извещение;
- дать телефонограмму в органы сан.эпид. надзора;
- собрать эпидемиологический анамнез;
- провести объективное обследование пациента;
- поставить предварительный диагноз, обосновать его;
- заполнить карту стационарного больного;
- обработать больного с педикулезом;
- провести полную и частичную санитарную обработку пациентов;
- оказать экстренную помощь при неотложных состояниях;
- провести текущую дезинфекцию;
- работать с укладками для забора материала от пациентов с подозрением на ООИ;
- надевать и снимать противочумный костюм.
Отделения инфекционного стационара
- изучают структуру отделения;
- выполняют лечебно-охранительный режим отделения;
- выполняют требования сан.эпид. режима отделений с учетом их профиля;
- закрепляют умения расспроса;
- отрабатывают умения объективного обследования пациента;
- отрабатывают вопросы диспансеризации;
- осваивают проведение противоэпидемических мероприятий в эпидемических очагах с учетом нозологии.
Студент должен знать:
Ø
основные симптомы и синдромы различных инфекционных заболеваний;
Ø
методы диагностики инфекционных заболеваний;
Ø
принципы лечения инфекционных заболеваний;
Ø
основные методы профилактики инфекционных заболеваний;
Ø
неотложные состояния, встречающиеся при инфекционных заболеваниях;
Ø
типичные осложнения, возникающие при инфекционных заболеваниях, и осложнения, возникающие в связи с лечением.
Студент должен уметь:
Ø
работать в боксе;
Ø
выполнять противоэпидемический режим инфекционного отделения;
Ø
провести расспрос инфекционного больного;
Ø
провести объективное обследование инфекционного больного;
Ø
выявить и трактовать ведущие синдромы заболеваний;
Ø
анализировать результаты дополнительных методов обследования, обосновать клинический диагноз;
Ø
составить план лечения инфекционного больного;
Ø
оказать экстренную помощь при неотложных состояниях: пищевом отравлении, осложнениях брюшного тифа, стенозе гортани;
Ø
составить план противоэпидемических мероприятий в эпид. очаге;
Ø
осуществить забор, хранение и транспортировку материала от больного на различные виды лабораторного исследования: посев крови на гемокультуру, забор рвотных масс и промывных вод желудка на бактериологическое исследование, забор ликвора на цитоз, бак. исследование, взятие мазка из носоглотки на менингококк, вирусы, взятие кала на бактериологическое исследование, копрограмму, яйца глист, микропейзаж;
Ø
вести карту стационарного больного, форму № 30;
По окончании практики проводится защита учебной истории болезни и аттестация практической подготовки.
Нервные и психические болезни
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональная практика по нервным и психическим болезням является составной частью образовательного процесса и основным этапом практической подготовки студентов. Проводится после цикла теоретических и практических занятий в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. Руководство практикой возлагается на заведующего отделением, опытных врачей и медицинских сестер.
Содержание программы практики рассчитано на комплексное использование теоретических знаний и практических умений с учетом отработки и закрепления их на рабочих местах, наиболее приближенных к условиям будущей работы по специальности “фельдшер”.
Комплексный подход к содержанию практики позволит обеспечить отработку сквозных и специальных практических умений, основанных на базовых знаниях по предмету нервные и психические болезни, тесно интегрирующих со следующими учебными дисциплинами:
- основы сестринского дела;
- основы латинского языка и медицинской терминологии;
- анатомия, физиология, патология;
- фармакология;
- ЛОР-болезни;
- инфекционные болезни;
- глазные болезни;
- реанимация;
- физиотерапия, реабилитация, ЛФК, массаж;
- основы микробиологии;
- хирургия и онкология;
- гериатрия;
- кожно-венерические болезни;
- акушерство и гинекология;
- педиатрия;
- терапия;
- психология, этика.
В ходе профессиональной практики по нервным и психическим заболеваниям студенты должны уметь выявить неврологические расстройства у пациента, правильно и грамотно сформулировать диагноз, определить показания к госпитализации. Особое внимание необходимо уделить отработке этических норм поведения при работе с пациентами, страдающими нервными и психическими заболеваниями.
Настоящая программа включает в себя:
- цели и задачи практики;
- распределение бюджета времени;
- содержание программы, в которой дан перечень необходимых знаний и умений в конкретном подразделении лечебно-профилактического учреждения.
Данная программа является руководством для организации, управления и контроля практики со стороны преподавателя медицинского колледжа или училища, а также окажет помощь руководителям практики - представителям лечебно-профилактического учреждения.
Кроме этого, программа может быть использована студентами как предписание по подготовке, прохождению и аттестации практической деятельности.
примерный график распределения времени
Наименование отделения
|
Количество
|
|
дней
|
часов
|
|
Неврологическое отделение стационара
Поликлинический прием неврологических больных
Психиатрия:
- приемное отделение психиатрической клиники;
- психиатрическое отделение стационара;
|
6
6
1
5
|
36
36
6
30
|
Итого:
|
18
|
108
|
В целях рационального распределения студентов в отделениях целесообразно составить скользящий график прохождения практики. Это позволит в полном объеме овладеть практическими умениями.
* В случае отсутствия нейрохирургического отделения практика проводится в травматологическом отделении (работа с пациентами с черепно-мозговой и спинномозговой травмами).
Цели и задачи практики
Целью профессиональной практики является подготовка к самостоятельной трудовой деятельности фельдшеров, умеющих клинически мыслить, оказывать неотложную помощь в экстренных ситуациях, осуществлять уход за пациентами, страдающими нервными и психическими заболеваниями, проводить профилактические мероприятия и санитарно-просветительную работу.
В процессе прохождения практики следует решить следующие конкретно-целевые задачи:
- систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания, полученные на занятиях по нервным и психическим болезням;
- совершенствовать профессиональные умения в диагностике, лечении и уходе за пациентами данного профиля;
- совершенствовать коммуникативные умения;
- соблюдать этические и правовые нормы поведения.
Контроль работы студентов и отчетность
На методического руководителя - преподавателя медицинского колледжа, училища и руководителей практики - представителей лечебно-профилак-тического учреждения возлагается обязанность по контролю выполнения программы профессиональной практики и графика работы студентов.
В период прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, строго соблюдать технику безопасности, санитарно-противоэпидемический режим.
Во время работы в отделениях студенты должны вести нормативную документацию:
- дневник по практике;
- учебную историю болезни.
Контроль за ведением данной документации осуществляют руководители практики. Работа студентов оценивается ежедневно, и ее результаты заносятся в дневник практики с постановкой оценки по 5-ти балльной системе. Это обеспечивает проведение текущего контроля и управление овладением профессиональной деятельностью.
По окончании каждого цикла руководитель практики составляет характеристику, отражающую результаты работы студентов, которая будет учитываться при аттестации практической подготовки. Для участия в аттестации студенты представляют аттестационной комиссии, в которую входят: методический руководитель, представители практического здравоохранения (общий и непосредственный руководители), представитель администрации учебного заведения, следующие документы:
Ø
дневник практики;
Ø
учебную историю болезни;
Ø
общую характеристику;
Ø
Отчет о прохождении практики, включающий:
- цифровой отчет о выполненных манипуляциях;
- анализ прохождения практики с выводами и предложениями
Содержание практики
Неврологическое отделение стационара – 6 дней
Студенты работают совместно, под контролем врача - ординатора. Осуществляют ежедневный обход, заполняют учебную историю болезни, выполняют назначения врача, ухаживают за пациентами.
Участвуют в проведении блокад и люмбальных пункций, курируют 2-3 пациентов, принимают участие в оказании неотложной помощи.
Студент должен знать:
Ø
анатомию и физиологию нервной системы;
Ø
общую невропатологию;
Ø
классификацию, этиопатогенез нервных болезней;
Ø
клинику, диагностику, лечение, профилактику и уход за пациентами, страдающими нервными болезнями;
Ø
показания к госпитализации;
Ø
параклинические методы обследования;
Ø
вопросы реабилитации неврологических пациентов;
Ø
закон Российской Федерации “Об охране здоровья граждан” № 5487 – 1, ст. 30, 31 66, 68.
Студент должен уметь:
Ø
обследовать неврологического пациента;
Ø
выявить неврологическую симптоматику, описать неврологический статус;
Ø
поставить предположительный диагноз;
Ø
оказать неотложную помощь;
Ø
организовать транспортировку пациента по показаниям;
Ø
организовать уход: приготовление кровати со щитом, подготовка пациента к люмбальной пункции, уход после пункции, подготовка инструментария для пункции и блокад, уход за пациентами с нарушением мозгового кровообращения, нарушением функции тазовых органов, чувствительности и параличами;
Ø
обучить родственников уходу за пациентами.
Поликлинический прием неврологических больных - 6 часов
Знакомятся со структурой неврологической службы, оформляют необходимую медицинскую документацию. Принимают неврологических пациентов. Изучают условия и показания к госпитализации, особенности реабилитации и диспансеризации.
Студент должен знать:
Ø
систему организации неврологической службы;
Ø
клинику заболеваний, лечение и профилактику.
Студент должен уметь:
Ø
распознать основные неврологические симптомы, определить тактику ведения пациентов;
Ø
заполнить медицинскую документацию (статистический талон, амбулаторную карту, направление на ВТЭК, справку учащегося, справку ВКК и др.);
Ø
осуществить диспансеризацию и реабилитацию пациентов.
Психиатрия
Приемное отделение психиатрической больницы – 1 день
Студент должен знать:
Ø
симптоматику психических болезней;
Ø
правила поведения с пациентами, страдающими психическими заболеваниями;
Ø
систему организации психиатрической помощи;
Ø
показания к госпитализации в психиатрический стационар;
Ø
правила транспортировки;
Ø
этические, медицинские, юридические аспекты оказания психиатрической помощи.
Студент должен уметь:
Ø
оценить состояние пациента;
Ø
выявить в беседе с пациентом симптомы нарушения психики;
Ø
собрать анамнез со слов родственников или сопровождающих;
Ø
оформить медицинскую документацию приемного покоя;
Ø
оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Психиатрическое отделение стационара – 5 дней
Студент должен иметь представление:
Ø
о методике лечения сульфазином и инсулином.
Студент должен знать:
Ø
организацию работы стационара психиатрической больницы;
Ø
закон РФ “Об охране здоровья граждан” ст. 23, 30, 34, 39, 49;
Ø
о поведении и высказываниях пациентов с нарушением ощущений, галлюцинациями, бредом, патологией памяти, нарушением эмоций, двигательно-волевыми нарушениями;
Ø
особенности поведения при депрессивном синдроме;
Ø
клинику острых психозов;
Ø
технику копирования психо-моторного возбуждения;
Ø
клинику психических заболеваний, особенности лечения и основные принципы ухода за пациентом;
Студент должен уметь:
Ø
вести беседу с пациентом, выявить симптомы расстройства психики;
Ø
правильно записать психо-статус в журнал поведения;
Ø
провести лечение нейролептиками;
Ø
оказать первую помощь при неотложных состояниях;
Ø
провести психо-терапевтическую беседу;
Ø
вести работу наблюдательной палаты (строгий надзор);
Ø
осуществить уход за пациентами при отказе от еды;
Ø
провести дезинтоксикационную терапию;
Ø
купировать абстинентный синдром;
Студент должен уметь:
Ø
заполнить амбулаторную карту;
Ø
выписать рецепты на лекарственные препараты;
Ø
вести документацию по диспансерному наблюдению;
Ø
вести документацию по патронажу;
Ø
вести беседу с пациентами, страдающими психическими заболеваниями;
Ø
оформить документацию на опеку.